3.3.4. Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

История проекта

Строительство комплекса защитных сооружений по проекту Ленинградского отделения института «Гидропроект» Минэнерго СССР совместно с научно-исследовательскими институтами городов Ленинграда и Москвы началось в 1979 году. Однако в 1990 году было принято решение о нецелесообразности продолжения строительства КЗС в рамках существующего проекта. В 1996 году проект «Защита Санкт-Петербурга от наводнений» был откорректирован, рассмотрен Главгосэкспертизой Минстроя России и утвержден Минстроем России. Выполнение функций заказчика-застройщика по строительству КЗС и эксплуатации комплекса было поручено ФГУ «Северо-Западная дирекция Госстроя России — дирекция Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений» (в настоящее время ФКП «Дирекция КЗС Минрегиона России»).

ЗАО «Атомстройэкспорт» в 2006 году выиграло тендер на реализацию двух контрактов в рамках проекта завершения строительства КЗС для защиты Санкт-Петербурга от наводнений.

Первый контракт между заказчиком - Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) и генеральным подрядчиком ЗАО «Атомстройэкспорт» был заключен на монтаж плавающего затвора судопропускного сооружения (С1), а также на модернизацию механического оборудования водопропускных сооружений комплекса.

Судопропускное сооружение представляет собой плавающий затвор для перекрытия во время наводнения судоходного канала. Затвор состоит из двух створок — Северной и Южной, вес каждой из которых составляет около 5 тыс. тонн. Основной элемент створок — это батопорты весом по 2700 тонн каждый. На момент, когда ЗАО «Атомстройэкспорт» приступило к реализации контракта, монтажные элементы затвора судопропускного сооружения С1, изготовленные в 1980-х годах и хранящиеся частично под открытым небом, нуждались в существенном ремонте. Данная задача была решена ЗАО «Атомстройэкспорт» за пять месяцев, а первая марка первого яруса пошла в монтаж уже в октябре 2007 года. Чтобы сооружение выдержало уточненные нагрузки, серьезной доработке подверглась как конструкция батопортов, так и конструкция рамы.

Основные работы по изготовлению и монтажу затвора судопропускного сооружения С1 были завершены за два года, и с августа 2009 на объекте начались пуско-наладочные работы.

ЗАО «Атомстройэкспорт» также осуществило модернизацию водопропускных сооружений с реновацией механического оборудования объектов. Оборудование электрогидравлической системы южных водопропускных сооружений было полностью вновь изготовлено и смонтировано. Автоматизировано управление сегментными затворами.

Второй контракт, работу по которому в рамках общего строительства вело ЗАО «Атомстройэкспорт», касается сооружения систем электроснабжения, управления и телекоммуникаций КЗС, а также комплекс технических средств физической защиты КЗС. Контракт был подписан в июле 2007 года. Особенности и сложность реализации данных работ были связаны с большой протяженностью кабельных линий: расстояние, которое предстояло «покрыть» с северного до южного берега Финского залива составляет 25 км. Все системы в комплексе позволяют обеспечить высокий уровень управляемости и безопасности защитных сооружений в соответствии с самыми современными требованиями, предъявляемыми к эксплуатации объектов такого масштаба и значимости.

Результаты 2011 года

Завершено строительство комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербург от наводнений. Между АСЭ и Заказчиком (Министерство регионального развития РФ) оформлены окончательные сертификаты (акты), с момента подписания которых начался гарантийный период (730 дней) на введенные в эксплуатацию объекты. Все взаиморасчеты произведены в полном объеме. Стороны претензий не имеют. Объем выполненных работ по завершению объекта — 100 %. 12 августа 2011 года состоялось торжественное открытие комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений.


вверх